Общие понятия
Сеть Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.
БАС-ГИТАРА
Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для бас-барабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добится хорошего, густого звука.
При обработке звука некоторых бас-гитар необходимо убрать некоторое количество нижней середины (опять же - не переусердствуйте, иначе получите тонкий нечитаемый бас). Так же, часто необходимо поднять усиление в диапазоне около 2000 герц (значительно больше, чем вам кажется, когда вы находитесь в режиме
"Соло"). Иногда хорошо бывает поднять "низ" около 40 герц для придания звуку плотной основы.
ЭЛЕКТРО-ГИТАРА
Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука - ослабить в районе 1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц - 10 кГц). Чтобы "добавить яду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.
Эквализация гитары
Обычно при обработке звука гитары бывает необходимо лишь украсить его "поднятием" усиления в диапазоне от 3000 до 6000 герц и слегка опустить бубнящие 300 герц.
АКУСТИЧЕСКАЯ ГИТАРА
Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения - или просто из-за того, что инструмент плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать sweep equaliser:
область "вредной" частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.
ВОКАЛ
Вокал также занимает большую часть частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.
Эквализация вокала
Все голоса отличаются чрезвычайно. Принято не эквализировать вокал при записи по той простой причине, что в будущем будет сложно найти то же самое положение регуляторов при необходимости переписать фрагмент. Это прекрасно потому, что, в любом случае, голоса не эквализируют сильно - наше ухо наиболее чувствительно к звукам, лежащим в СЧ диапазоне, а именно там и находится АЧХ голоса.
Кроме того, наше ухо очень чувствительно к естественности звучания голоса, голос должен звучать лучше любого звука в мире, поэтому, важно эквализировать вокал как можно скупее - лишь немного убрать 300 герц, и так же немного 3000 - 4000 герц. Подъем АЧХ исходного сигнала в области верхней середины обусловлен не только гармонической структурой, присущей звуку, но, может быть и следствием
применения при записи дешевого или просто плохого микрофона. Так же полезно использовать ВЧ фильтр с частотой среза 60 герц, что бы избавиться от любых низкочастотных шумов и призвуков.
УДАРНЫЕ
Эквализация большого барабана
Звукорежиссеры часто пытаются получить один из трех типов барабанного звука:
1. "Мертвый глухой стук", характерный для барабанов с одним заглушенным пластиком и тяжелым предметом (кирпич, мешок с песком, основание микрофонной стойки) на корпусе или внутри него, Резонансный звон, получаемый от барабана с двумя пластиками с небольшим отверстием в переднем, "Унылый бум" от барабана с двумя пластиками без отверстий в них, характерный для рэпа, хип-хопа и техно.
Первые два типа имеют обычно избыток "мутной нижней середины" в районе 300 Hz - вплоть до 10 дБ - и подъем на несколько дБ верхне-средней части АЧХ (5000 - 6000 Hz). Третий тип тоже имеет небольшой избыток "мути" на 300 герцах и значительный подъем АЧХ в нижней части диапазона (от 40 до 100 герц). Можно слегка придавить и "верха", уменьшив тем самым нежелательную атаку звука.
Эквализация малого барабана
Звук малого барабана обычно имеет подъем в районе около 5000 - 6000 Hz , и, иногда, небольшой подъем в области 60 - 100 герц позволяющий тонкому барабану звучать "жирнее". Иногда следует "прибрать" усиление на 300 герцах и уменьшить "шлепок" на частотах от 800 до 1000 герц для придания звуку барабана "округлости".
Эквализация хай-хэта
Прежде всего, необходимо убрать все, находящееся в нижней и средней части диапазона, что бы избавиться от "мусора", создаваемого бочкой. Если в вашем распоряжении есть фильтр ВЧ, вы можете использовать его, установив значение частоты среза в районе 300 - 700 герц, причем, это не отменяет использование
эквалайзера для подавления "мусора" от ударной установки в целом.
Иногда неплохо добавить суперверха для получения чистого и яркого тембра и уменьшить уровень СЧ в диапазоне от 1000 до 4000 герц. Не забывайте при этом то, что было сказано о полосе пропускания фильтра СЧ - если вы выберете слишком широкую полосу подавления, результатом будет "унылый" шипящий звук.
Эквализация бас-гитары
При обработке звука некоторых бас-гитар необходимо убрать некоторое количество нижней середины (опять же - не переусердствуйте, иначе получите тонкий нечитаемый бас). Так же, часто необходимо поднять усиление в диапазоне около 2000 герц (значительно больше, чем вам кажется, когда вы находитесь в режиме
"Соло"). Иногда хорошо бывает поднять "низ" около 40 герц для придания звуку плотной основы.
ОБРАБОТКА
Delay
Самый простой способ определить необходимое время задержки - это подмешать delay к звуку любого инструмента, играющего постоянный паттерн (например, малый барабан), что бы легко услышать соответствие времени задержки темпу исполняемого произведения. Как только вы найдете искомое, можете быть уверены, что все кратные ему значения вам тоже подойдут. Задержка более 100 миллисекунд привносит в произведение легкий романтический шарм и используется преимущественно в медленных песнях с румовым объемом.
Delay занимает так много места в миксе, что иногда его включают только в конце строки - именно там, где для него есть место и где он может быть слышен. Вы часто могли слышать задержку 60 - 100 миллисекунд, обычно называемую "слэпом" на фонограммах многих артистов, например, Элвиса Пресли. Этот эффект может быть весьма полезен в случаях, когда "тонкий" звук инструмента (особенно голоса) необходимо сделать полнее, или если необходимо скрыть несовершенную вокальную технику. Фактически, слэп может похоронить несовершенство интонирования практически любого инструмента. С другой стороны, слэп может сделать вокал менее персонифицированным. Если ваш вокалист обладает невероятным голосом - избегайте
задержки, дайте его голосу сиять в атмосфере лишь легкой реверберации. Delay в диапазоне от 30 до 60 миллисекунд обычно называют "удвоение", поскольку он создает эффект, будто бы партия на инструменте была исполнено дважды. "Битлз" использовали удвоение регулярно - для увеличения кажущегося количества
исполнителей и инструментов. Задержка в диапазоне от 1 до 30 миллисекунд используется для уплотнения обрабатываемого сигнала. Уши и мозг не в состоянии уловить разницу между прямым и отраженным сигналом в случае, когда время задержки менее 30 миллисекунд - в этом случае мы слышим один звук, но как бы
более плотный. Помимо реверберации, удвоение - один из самых используемых эффектов в студии - возможно, потому, что вообще не воспринимается, как эффект.
Если вы поместите исходный сигнал в один стереоканал, а задержанный менее, чем на 30 миллисекунд - во второй, получается звук, "растянутый" между динамиками.
Реверберация
Реверберация - по сути - многократная задержка. Звук после своего рождения путешествует по стенам комнаты в темпе улитки - около 770 миль в час. Он отражается от стен, пола и потолка и возвращается к нам как сотни маленьких задержек. Все эти задержанные звуки собираются вместе, что бы дать нам тот звук,
который мы называем реверберацией.
Одно основное правило при работе с ревербератором - это установить такое время реверберации, например, на малом барабане, что бы эхо затухало ДО следующего удара в большой барабан. Если соблюдать это правило, звук большого барабана останется чистым и плотным. Это означает, что чем выше темп песни, тем меньше должно быть время реверберации. Хотя, конечно, это правило вполне может нарушаться.
Компрессор-лимитер
Звуки часто в той или иной степени компрессируются - это зависит от динамического диапазона исходного звука. Например, почти все акустические инструменты компрессируются в большинстве случаев, а вокал или бас-гитара компрессируются всегда. Многие звукорежиссеры компрессируют звук большого барабана, но если барабанщик действительно хорош и прекрасно управляет громкостью каждого удара, компрессией вполне можно пренебречь.
Многие инструменты компрессируются только тогда, когда помещаются в микс. Например, крайне редко фортепиано компрессируют само по себе - обычно, это делают, помещая его в микс (особенно, "заполненный" микс). Вышесказанное справедливо и для акустической гитары. Фактически, чем заполненней микс, тем
больше звуков и отдельных нот компрессировано. Общий уровень компрессии микса более значим, чем уровень компрессии любого из компонентов микса. Однако, независимо от того, каким методом добиваются необходимой глубины компрессии, разные стили музыки требуют индивидуального подхода.
Например, поп-музыка имеет значительно больший общий уровень компрессии, чем кантри или панк. Это можно услышать, как своего рода "глянец" (который иногда вызван перемодуляцией). По показаниям индикаторов кассетной деки можно оценить уровень общей компрессии музыкального материала. Чем "ленивее" двигаются индикаторы, тем сильнее компрессирован микс. Так что выбор правильного значения
общей компрессии - за вами, слушайте музыку, сравнивайте, и выбирайте свои собственные значения компрессии в соответствии со своим вкусом.
МИКС
Когда музыканты жалуются, что смикшированная песня не звучит так, как им бы хотелось (но не знают, почему), часто причиной этого является неправильный уровень громкости какого-то инструмента, помещенного в микс. В этом случае звукорежиссер начинает заново эквализировать треки, изменять применяемые эффекты, что бы удовлетворить группу, хотя реальная причина недовольства
музыкантов вполне может быть заключена в том, что ритм-гитара звучит слишком громко по отношению к вокалу или неправильно выбран баланс между большим барабаном и бас-гитарой.
В некоторых случаях, общая громкость микса может изменяться. При этом лучше не использовать мастер-фейдера - исключая, может быть, fade-in в начале микса и fade-out в конце. Плавное появление звука в начале песни создает очень красивую и гладкую динамику произведения в целом. "Битлз" использовали этот прием в "Eight Days a Week.". Мне даже приходилось слышать песни, где общая громкость плавно уменьшается в конце, потом снова возрастает до максимума, после чего снова уменьшается и возрастает опять. Не менее круто слушается эффект, когда общая громкость изменяется в середине песни. Такое изменение общей динамики может быть очень эффективным.
Вы можете делать и более тонкие динамические нюансы, незначительно изменяя общую громкость микса или отдельных инструментов в разных местах. Например, можно поднять громкость гитары в припеве или поднять уровень малого барабана с эффектом в паузах лидирующей партии. Или в проигрыше в конце песни немного
поднимите уровень бас-гитары и большого барабана. Такие маленькие, казалось бы, изменения баланса вполне могут придать дополнительное обаяние для вашего микса.
Панорамирование
Если вы правильно используете панорамирование, вы вполне способны получить прозрачный микс с ясно слышимыми инструментами. Но если вы считаете, что какие-либо правила - не для вас, что ж, можете творить. Иногда необычное панорамирование может положительно повлиять на драматургию вашего микса.
Рассмотрим типичное размещение некоторых инструментов в панораме микса. Но помните - не мешайте самой музыке диктовать свое панорамирование.
Очень редко случается, когда большой барабан расположен где-нибудь, кроме как в самом центре панорамы, прямо между динамиками. Когда звук размещен в центре между динамиками, вы, вместо одного заставляете оба динамика работать на вас, облегчая тем самым их задачу в передаче плотных звуков - таких, как большой
барабан или бас-гитара. В случае с большим барабаном это имеет смысл и потому, что он обычно расположен посередине ударной установки.
Но в случае, когда звучит ударная установка с двумя большими барабанами (double-kick), при их панорамировании может возникнуть интересная дилемма. В зависимости от того, как часто играет второй большой барабан, оба барабана слегка панорамируют - в левый и правый канал. Некоторые звукорежиссеры первый барабан оставляют в центре, а панорамируют только второй. Глубокое панорамирование двух барабанов по каналом обычно не применяется, хотя иногда и к этому можно подойти творчески.
Малый барабан тоже чаще всего размещают в центре, хотя некоторые звукорежиссеры предпочитают смещать панораму чуть в сторону - особенно при записи джазовой музыки. Но в случае, если звучание малого барабана плотное и сильное, с большим количеством реверберации, предпочтительнее, все же оставить его в центре. Хай-хэт в большенстве случаев помещают со смещением 45 градусов в любую из сторон - это естественное его положение в ударной установке. Однако, если ваш микс заполнен или необходим дополнительный пространственный эффект, допустимо поместить хай-хэт в один из каналов полностью. В музыке хаус или хип-хоп хай-хэт часто не только полностью панорамирован в одну сторону, но и перемещается по панораме в течение песни. Известны случаи, хай-хэт помещен в один канал, а delay
от него - во второй.
Для пущего "кайфа" томы располагают полностью слева и справа, хотя иногда можно поместить их ближе друг к другу - так, как они расположены в барабанной установке. Флор том обычно помещают глубоко сбоку, однако, он вполне может оказаться в центре, по той же причине, почему в центр помещаются большой барабан и бас-гитара - они обладают мощным звуком и привлекают к себе много внимания.
При записи джазовой музыки бас может располагаться не только в центре, но и быть панорамирован в одну из сторон.
Почти всегда против правил размещение лидирующего вокала где-либо еще, кроме центра. Если вокал прописан двумя микрофонами, спет дважды или обработан каким-либо эффектом со стереозвучанием, голосовые каналы размещают слева направо - в диапазоне между 11:00 и 01:00. Панорамирование бэк-вокальных треков всегда зависит от вокальной аранжировки. Когда у вас есть только одна партия бэков, вы
не можете поместить ее в центре, так как там уже присутствует основной голос.
Глубокое панорамирование бэк-вокала в одну из сторон тоже является ошибкой, потому что делает ваш мих несбалансированным.
Солирующее фортепиано обычно записывается стереопарой и панорамируется. Низкие стринги панорамируются налево, высокие - направо - именно так они расположены на фортепианной клавиатуре. Это, вероятно, самое строгое правило панорамирования. Вам лучше застрелить пианиста до записи, чем поместить высокие звуки фортепиано в левый канал! J
Панорамирование гитар основано на тех же принципах. Часто оно продиктовано необходимостью размещения в миксе "чего нибудь еще" - для уплотнения. В этом случае можно уплотнить звук гитары, стереофонизировав его. Духовые и стринги тоже лучше стереофонизировать. Для этого можно использовать при записи несколько
микрофонов, или записать их партию дважды, на разные треки. На худой конец, можно использовать временную задержку. В случае, когда микс достаточно заполнен, эти инструменты не следует максимально разводить по панораме - вполне достаточно будет "частичного стерео" или даже моно. Эффекты, как задержка, флэнжер, хорус фэйзер, гармонайзер, ревербератор могут быть панорамированы независимо от
инструментов, от которых эти эффекты произведены.
И что же в перспективе?
Все миксы в мире созданы при помощи всего четырех инструментов - громкость, эквализация, панорамирование и эффекты. Все, что вы делаете с ними - это их подбор. Фокус в том, что бы, использовать оборудование для улучшения, подчеркивания, оттенения, создания драматургии, или просто для того, что бы не мешать музыке жить своей жизнью - независимо от стиля самой музыки. И путь создания этого балланса только один - искусство сведения. Как музыканты изучают искусство создания музыки, так и звукорежиссеры должны изучать технологию и имеющееся оборудование, что бы владеть искусством звукозаписи. Разные люди по разному представляют себе, что такое "искусство". Однако, вы сами для себя должны уяснить, что же это такое. И только тогда начинайте творить его!
Вокал звучит отлично, барабаны реально качают и гитары просто превосходные, но собираем все это вместе и, что мы получаем? Неразбериха! Звучит знакомо? Пока вы не набрались достаточного опыта в сведении музыки, процесс может разочаровывать. Вероятно, существует столько же правильных способов свести микс, сколько успешных звукоинженеров и продюсеров. Но даже в этом случае, я дам 20 советов, которые мне показались полезными спустя годы, и представил их ниже в форме списка. Это не неизменные правила, просто основные рекомендации, которые могут быть нарушены в любой момент, как вы почувствуете, что можете отойти от них. Удачи!
1. Установите регуляторы микшера в нейтральное положение (эквалайзер в «0», выключите все посылы, кроме направления на левый/правый канал, и так далее) перед началом работы, и опустите фейдеры на всех неиспользуемых каналах. Убедитесь, что все неиспользуемые посылы отключены, и что неиспользуемые каналы микшера «не звучат» и заглушены, так как в дальнейшем это уменьшит уровень фонового шума. Если вы это не сделаете, можете обнаружить эффекты на дорожках, которым не нужна обработка, или нежелательные проникновения в микс из-за того, что кнопка маршрутизации оставлена нажатой. Также, следует иметь лист с дорожками вашей записи, по которому вы можете назвать каналы микшера. Проверенный временем способ сделать это - использовать клейкую ленту и фломастер, таким образом, вы сможете её отклеить, когда работа будет окончена.
2. Оптимизируйте регулировки усиления не только для каналов микшера, но также для всех посылов (send) и возвратов (return) ваших внешних эффектов. Также удостоверьтесь, что уровень сигнала, идущий на запись настолько велик, насколько это возможно без перегрузки на максимумах сигнала. Эти простые действия могут значительно улучшить четкость (прозрачность) микса. Если ваша запись будет редактироваться в цифровом виде, оставьте все затухания (fade out) до стадии редактирования, и не пытайтесь вырезать шум, который предшествует и идет за миксом - вам это понадобится при настройке цифрового денойзера (denoiser), которому необходим голый «образец» шума для калибровки.
3. Организуйте в подгруппы логические секции вашего микса, такие как ударная установка или бэк-вокал, так вы сможете контролировать общий уровень элементов группы одним регулятором или стерео парой регуляторов. Это позволит вам контролировать микс, используя меньше регуляторов, и меньше пальцев! Но имейте в виду, что для каналов, объединенных таким образом в группы, должны быть свои эффекты, отсортированные по таким же группам, в противном случае уровень эффектов не будет меняться при изменении уровня группы.
4. Пометьте настройки регулятора уровня цветным восковым карандашом, где необходимо настроить уровень звука, и, если необходимо, сделайте запись счетчика ленты или места отсчёта времени, на котором будет сделано изменение уровня. Здесь вы можете попросить помощь других музыкантов в студии, если микс становится слишком надоедливым. Если вам повезло, и вы используете автоматизацию при сведении, прослушивайте весь микс, не наблюдая за уровнями, так вы сможете лучше сконцентрироваться на балансе инструментов.
5. Не стоит полагать, что ваш слух никогда вас не обманывает. Дайте ему отдохнуть перед сведением, постоянно обращайтесь к коммерческим записям, играющим через ваши мониторы, таким образом, у вас будет некая форма ориентира, на который стоит ровняться. Это особенно важно, если вы используете энхансеры (enhancers), так как слух может очень быстро привыкнуть к использованию эффекта переусиления гармоник.
6. Не переборщите с эффектами, особенно с реверберацией, так как это может сделать вашу запись нагромождённой лишними звуками и убрать контраст, который необходим, чтобы дать вашему миксу энергию. Как правило, чем «суше» звук, тем более открыто он будет звучать, в то время как звуки с большим количеством реверберации имеют тенденцию уходить на второй план (фон). Если вам нужна сильная реверберация на ведущем вокале, попробуйте добавить предзадержку (pre-delay) к реверберации и настраивать одновременно уровень вокала и реверберации так, чтобы вокал удобно сидел поверх фона.
7. Не панорамируйте низкие звуки, такие как, бас-бочка или басовые инструменты, по сторонам стерео звуковой картины, так как эти мощные звуки должны быть равномерно разделены между двумя стерео динамиками для лучших результатов. Как правило, очень низкие звуки содержат мало или совсем не содержат направленной информации, хотя низкие звуки, которые также содержат множество гармоник, могут звучать более направлено.
8. Отложите на потом эквализацию и настройки эффектов, пока проигрывается весь микс. Когда вы работаете над одним инструментом отдельно, он скорее всего будет звучать иначе, чем когда вы добавите все остальное. Если вы можете избежать использования сильной эквализации, вероятнее всего, результат будет звучать более натурально.
9. Постарайтесь, чтобы как можно меньше инструментов конкурировали в одной части аудио спектра. Среднечастотный диапазон особенно уязвим, так что попробуйте изначально выбрать лучшие звуки. Можно улучшить разделение во время сведения использованием эквалайзера, чтобы отредактировать спектр звука, с которым вы работаете. Попробуйте убрать немного самые низкие частоты и иногда убирать выделяющиеся высокие частоты. Иногда это называют спектральным сведением, где каждому звуку или инструменту дается свое место в аудио спектре. Хороший пример этого: акустическая гитара, которая в рок - миксе кажется намного чище. Фильтры боковой цепи (sidechain) на подавителе шума (noise gate) (установленных в режим поиска сигнала) обычно очень хорошие инструменты для обрезки высоких и низких звуковых пределов без чрезмерного изменения отрезка, который вы хотите оставить.
10. Не переборщите с эквализированными звуками, так как они в большинстве случаев звучат ненатурально, особенно при подъеме частот. Когда вы пытаетесь сделать существенные тональные изменения, хорошие внешние эквалайзеры, как правило, будут звучать лучше, чем ваш канальный эквалайзер на пульте. Если вы можете ограничить вашу эквализацию аккуратным полочным (shelving) вырезанием или подъёмом частот вместо использования сильного вырезания средних, менее вероятно, что вы получите в итоге «носовой» звук, жёсткое или фазированные (phasey) (выделяющиеся) звуки.
11. Если возможно, эквализируйте звук использованием вырезания, а не добавления частот. Слуховая система человека менее чувствительна к вырезанию частот, чем к насыщению. Это особенно верно, если вы используете недорогой эквалайзер или эквалайзер на вашем пульте.
12. Компрессируйте вокал, чтобы он лучше сидел в миксе. Немногие вокалисты могут петь на достаточно ровном уровне, чтобы быть успешно сведенными без компрессии. Мягкие soft-knee компрессоры стремятся быть наименее выделяющимися, но если вы хотите, чтобы компрессия добавила теплоту и волнение вашему звуку, попробуйте opto-compressor или сильную hard-knee модель с более высоким ratio, чем вы обычно используете. Имейте ввиду, что компрессия повышает фоновый шум (на каждый 1 dB снижения усиления, фоновый шум на тихих переходах поднимется на 1 dB), и сильная компрессия может также чрезмерно усилить шипящие звуки голоса.
13. Время от времени проверяйте баланс, слушая запись из-за двери студии/спальни. Это выявит дисбаланс более четко, чем при прослушивании, находясь прямо перед мониторами. Никто точно не знает почему, но это работает.
14. Не работайте со звуком на слишком большой громкости. Из-за этого музыка кажется более захватывающей (поначалу), но конечный слушатель навряд ли будет слушать на таком же высоком уровне. Высокие уровни громкости мониторов также имеют тенденцию временно изменять ракурс вашего прослушивания и могут привести к долговременному нарушению слуха. Неплохо проверять микс на большой громкости в течение коротких периодов, но большинство времени полезно пытаться сводить на уровне, котором, как вы думаете, музыка будет в итоге проигрываться (если вы сводите танцевальную музыку для ночных клубов - забудьте, что я сказал!).
15. Проверяйте ваши миксы и в наушниках, и на колонках. Наушники выявляют маленькие искажения и щелчки, которые никогда не будут слышны на динамиках. Однако не полагайтесь исключительно на наушники при сведении, так как они воспроизводят стерео картину различно с динамиками и, как всем известно, непредсказуемы на низких частотах.
16. Не меняйте уровень барабанов и баса без необходимости при сведении, так как ритм-секция традиционно является заставкой, напротив которой движутся другие звуки. Естественная динамика в партиях ритмических инструментов нормальная, и не нужно двигать регуляторы на этих звуках.
17. В плотном миксе, попробуйте управлять с помощью сайдчейна (sidechain) среднечастотным диапазоном инструментов, таких как: овердрайв гитары и синтезаторные клавишные, используя в качестве управляющего канала вокальный трек, таким образом, чтобы при звучании вокала, конфликтующие звуки подавлялись на уровне двух или трех dB. Даже небольшое снижение уровня может значительно улучшить четкость микса. Используйте быстрое время атаки для подавления (вы можете управлять компрессором или нойзгейтом (noise gate), которые также имеют возможности понижения уровня), и установите время release на слух.
18. Если вы записываете на MIDI трек, постарайтесь не смотреть на дисплей вашего секвенсора во время сведения; визуальные стимулы пересекаются с вашей способностью делать субъективные решения, основанные только на звуке. Если необходимо, закройте глаза. Наблюдение за работой вашего секвенсора через страницу аранжировок может также дать неверное впечатление о том, насколько хорошо сделана аранжировка, поэтому многие композиторы предпочитают аппаратные секвенсоры.
19. Если звук близкого микрофона ненатурально безжизненный, но вы не хотите добавлять заметной реверберации, попробуйте настройки окружения (ambience) или ранних отражений(early reflection), чтобы вызвать ощущение пространства. Чем меньше время реверберации, тем легче передвинуть нужный звук в центр вашего микса.
20. Послушайте ваш сведенный микс снова через день после того, как вы его закончили, так как ваше восприятие вероятно изменится после того, как слух отдохнул в течение ночи. Также проверьте запись на стольких звуковых системах, на скольких можете, чтобы сделать его звучащим хорошо на них всех. Даже после этого, сохраните информацию о миксе и настройки дорожек, включая настройки эффектов, так как никогда не знаешь, когда еще захочется улучшить его до «окончательного варианта»!
Написание музыки, как в прочем и ее обработка, процесс творческий и бывает так, что сначала хочется сделать одно, а, в конце концов, получается что-то другое, но не менее интересное. Порой бывает так, что даже закончив работу над треком, может возникнуть желание что-нибудь исправить, дополнить. Я придерживаюсь принципа: кашу маслом не испортишь, но как бы этого масла не оказалось слишком много - все нужно в меру. И если появилась необходимость вернутся на один-два шага назад и есть такая возможность - сделайте это сразу, иначе потеряете кучу времени. Думаю, не лишним будет упомянуть о том, что всегда нужно сравнивать звучание своих треков с треками профессионалов, известных музыкантов, ведь как говорится, все познается в сравнении. Хотелось лишь уточнить одну деталь: слушать нужно на разной громкости. Это связано с тем, что в зависимости от уровня громкости человеческое ухо слышит разные частоты по-разному. Например, на низкой громкости воспроизведения человек слышит больше средних частот по сравнению с низкими и высокими.
И еще, побывав на студии, скажу, что ничто не заменит практики. Не помню кто сказал, но фраза говорит за себя: "говорить о музыке - все равно, что слушать архитектуру". Вы можете прочитать тонны литературы, но, увидев (услышав) все это воочию вы гораздо быстрее найдете правильный путь. В этой статье я специально не рекомендую ни одну из программ, и это связано не с тем, чтобы кого-то не обидеть. Все дело в том, что большинство софта имеет много общего и важно не то, с помощью чего, а каким образом достигаешь качественного звучания. Хотя совсем недавно вопрос стоял не в выборе софта, а в выборе синтезатора, аппаратуры, одним словом железа.
Борьба железных и виртуальных синтезаторов
Интерес к написанию музыки и ее обработке с помощью PC становится все больше, это происходит из-за большого количества доступных программ и плагинов, их дешевизны. Также это связано с огромной разницей в размерах виртуальной студии и студии настоящей. Все сэмплеры, синтезаторы и различные эффекты уменьшились в размерах и стали занимать место лишь на жестком диске компьютера. Теперь не нужно тратить кучу денег на приобретение дорогостоящей аппаратуры и кабелей (за исключением звуковой карты и студийных мониторов), захламлять помещение здоровенными ящиками и коробками, путаться в проводах. Теперь небольшая миди-клавиатура, подключенная к компьютеру легко может заменить синтезатор. Железные синтезаторы постепенно уходят, их вытесняют программные синтезаторы.
Сначала виртуальные синтезаторы содержали один осциллятор. Затем стали использоваться двух-трех осцилляторные генераторы. Сейчас же количество осцилляторов может быть не ограничено, их количество – дело вкуса. В связи с ростом компьютерных технологий процессы генерирования звука, обработки партий становятся все более продвинутыми и не уступают по качеству старым методам. Ограничение может быть связано лишь с мощью процессора и объемом оперативной памяти.
Но все же, если у вас небольшой опыт и имеется спонсор - лучше обратиться к настоящей звукозаписывающей студии и читать статью дальше смысла не имеет. Если же вы решили все делать сами, то дальнейшее чтение статьи может пригодиться. Итак, для начала повторим основные моменты (многие, конечно же, знают их, но повторение - мать учения).
Основные термины
BPM - количество ударов в минуту, скорость, темп композиции (beat per minute).
Sample - сэмпл, образец, звуковой файл, один из самых распространенных форматов wav (от англ. wave - волна).
Track - композиция, состоящая из набора звуковых дорожек.
Loop - петля, луп, зацикленный сэмпл.
Pattern - часть композиции стандартного размера, может использоваться в композиции не один раз (распространено в трекерах).
Fader - изменяющий значение параметра регулятор, ручка, в народе - крутилка (volume, cutoff, resonance).
Sequencer - секвенсор, устройство сведения звуковых дорожек.
Preset – сохраненные настройки, параметры синтезатора, представляющие из себя какой-либо звук.
Oscillator - генератор звуковой волны.
LFO - генератор низкой частоты (low frequency oscillator), устройство, создающее различной формы колебания (частотой до 20 Гц).
Pitch - высота тона (pitch shift - сдвиг высоты тона).
Plug-In - программа, подключаемая к секвенсору (в виде dll или exe), будь то эффект или инструмент, наиболее распространенные форматы DX (или Direct X, разработкой этих плагинов занимается фирма Microsoft) и VST (разработчики фирмы Steinberg). Плагины бывают двух видов: генераторные и сэмплерные. В первых - звук генерируется самой программой, а во вторых - с помощью сэмплов. Самое главное различие между VST и DX в том, что DX не поддерживает автоматизацию (автоматическое изменение какого-либо фейдера). Но есть и оборотная сторона медали: DX-плагины являются более надежным программным средством, он меньше сбоят при использовании, причем VST-плагины работают медленнее. Чем именно пользоваться - решать вам, лично я считаю - будущее за VST.
Synthesizer - синтезатор (генератор) звука. Изначально аналоговые синтезаторы имели один осциллятор, потом придумали второй - и те, кто делал электронную музыку, давно признали тот факт фундаментальным и делали музыку на одно- или двух-осцилляторных динозаврах. После были придуманы виртуальные синтезаторы, которые впоследствии стали вытеснять "железные" синтезаторы. Об этом уже упоминалось в статье.
ADSR - огибающая звука (представляет собой график зависимости амплитуды от времени), придает контуры звуковой волне, определяет несколько параметров: A - атаки, начальной фазы (Attack), редко встречается удержание, стабилизации атаки, начальной фазы (Hold), D - спада, фазы перехода звука в установившееся состояние (Decay), S - задержки, фазы поддержки звука (Sustain), еще встречается Fade, но реже, R - затухания (Release). Полной была бы аббревиатура AHDSFR, но для краткости и удобства произношения принято называть ADSR.
Наиболее часто используемые эффекты
Существует несколько видов преобразования звука (амплитудные, временные и спектральные), на основе которых можно получить множество эффектов. Но все использовать смысла нет, коснемся лишь основных. Для кого-то это покажется лишним, но новичкам будет полезно почерпнуть некоторую информацию.
Filter - устройство, предназначенное для срезания частот сигнала. Характеризуются частотой среза, величиной резонанса этой частоты и количеством срезаемых децибел.
Equalizer - эффект, изменяющий (подавляющий или усиливающий) сигналы определенной частоты. Иначе говоря, эквалайзер - это набор фильтров (хотя некоторые утверждают, что это не так). Эквалайзеры можно разделить на параграфические и параметрические. Параграфический эквалайзер состоит из ряда полос фиксированных частот с постоянными интервалами между ними (например, кратными октаве). У параметрического эквалайзера резонансные частоты этих полос (фильтров) могут быть изменены, также можно изменить ширину полосы и крутизну среза.
Reverberator - эффект отражения звукового сигнала от стен воображаемого пространства. Применяя этот эффект, после прекращения возбуждения звуковых колебаний, звук затухает не сразу. Это достигается за счет того, что к основному сигналу добавляют копии основного сигнала, но уже с меньшей амплитудой. Причем величину уменьшения амплитуды и время между повторяющимися звуками можно менять. И от времени между копиями сигналов зависит величина воображаемого помещения (от пустого закрытого гаража до открытого стадиона).
Delay - эффект эхо, также повторяет первоначальный звук, но с задержкой гораздо большей чем у эф
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам
зарегистрироваться либо
войти на сайт под своим именем!