Хотел бы описать некоторые Vst плагины из легендарного пакета «Waves», которыми чаще всего пользуюсь в процессе сведения… В основном из этого пакета я использую компрессоры, анализаторы, измерители и т.д… Ну и своими словами расскажу с какой целью я использую тот или иной плагин… На самом же деле некоторые пакеты на сайте производителя (www.waves.com) стоят не малые деньги (порядка нескольких тысяч долларов за 1 пакет), в наше же время многие из них доступны в Интернете и полновесно делают свою назначенную работу (на сколько мне известно можно легко найти в сети бесплатные сборники от Waves такие как «Mercury», «Diamond», «Platinum» и т.д… ) и это уже можно считать подарком судьбы… Я же пользуюсь «Mercury» этот пакет включает в себя порядка 40 Vst плагинов хорошего качества!
Итак давайте начнём с компрессоров:
1).Waves RComp
Во-первых изначально плагин понравился своей простотой, а также своей «музыкальностью». Использую его в основном в группах «Ритм секции» (для придания партии некого «Панча» и в то же время компрессор собирает группу как единое целое), на групповых вокальных «Беках» (во благо соединить голоса и в то же время их выровнять по уровню), на басу (для придания ему сустейна и наглости) и т.д… но не во всех случаях я так поступаю, всегда с какой-то определенной, конкретной целью…
Вкратце Renaissance Compressor, имеет пять стандартных ползунков управления:
1). Thresh (Начальный уровень при котором компрессор «Срабатывает»)
2). Ratio (Отношение «Степени сжатия» в Децибелах (регулируется в пределах от 0.50:1 к 50.00:1))
3). Attack (Время «Атаки» за которое компрессор начинает свою активность (от 0.5ms до 500ms)))
4). Release (Время «Затухания» за которое компрессор прекращает свою работу (5ms до 5000 ms))
5). Gain (Ручка «Выходного уровня»)
Все параметры ползунков могут прописываться в ручную (нажав двойным кликом на прямоугольник с цифрой) как на целочисленные так и на десятичные значения, настройки можно сохранять (меню «Save»), загружать (меню «Load») и сравнивать (Setup A & Setup B).
Также на панели, чуть выше всех перечисленных ручек, есть три кнопки:
1). ARC (автоматический или ручной контроль)
2). Electro/Opto (здесь подразумевается поведение компрессора, а конкретно при режиме «Electro» линия процесса компрессии будет угловатой (стандартной) (рис.2), а в режиме «Opto» более гладкой (лично я применяю этот режим для барабанов, весьма хорошее сочетание) (рис.3))
3). Warm/Smooth (в переводе «Тёплый» и «Гладкий», то есть в режиме «Warm» подразумевается обычный выход, плюс лимитер, а в режиме «Smooth» выход с имитацией аналогового девайса (похожего по характеру на железные компрессоры) плюс лимитер…)
Плагин в действии…
Приведу пару примеров применения этого VST для более полного понимания.
Итак, первый пример объединения ритм секции в одну цельно звучащую установку, с помощью Waves RComp.
Имеем отбалалансированный сигнал (тоесть подразумевается правильный аранж, корректно подобранные инструменты, плюс всё выровнено на слух по громкости) в моём случае это вот такая простая партия состоящая из трех основных элементов ритма (kick, snare и close hat) в амплитудном изображении:
можем легко заметить что на слух вроде звучит ровно но атака большого и малого барабана не совсем совпадают по уровню, что и делает их, не реалистичными на восприятие. Разумеется обычный слушатель почувствует дискомфорт, а человек посвященный в это дело скажет, что звук не совсем «качает» или «не прокачан» и это действительно так…
Но после компрессии, ситуация радикально меняется… и что же я такого сделал с настройками, спрашивается? Ну во-первых когда я работаю с ритмом знаю, что атака у этих инструментов довольно резкая и энергичная по этому определённо это можно подчёркивать так как ритм себя в этом вполне проявляет… Следовательно всегда переключаюсь в режим «Opto», выстраиваю атаку от 30 до 70 мс (на вкус), релиз под темп трека (желательно) и для придания партии характерного «тепла», включаю выходную шину в режим «Smooth» (на мой слух ритм ещё больше становится ритмом) и вот наш обработанный сигнал:
Судя по картинке Мы уже сразу можем заметить что атака бочки и малого барабана выровнялась по уровню, бочка стала лучше читаться, а малый позволил себе стать ещё больше насыщенным и уверенным. Также атака немного под мешалась и на закрытый хет, из чего всё стало звучать «едино» и живо, а сам звук определённо «накачался»!
Далее, проделаю похожие действия с группой «Беков», с целью объединить их и немного пригладить благодаря Waves RComp, чтобы эмоциональные моменты не сильно торчали и не отвлекали внимание слушателя…
Собственно, имеем пачку голосов (в моём случае в присланном мне ремикс паке, на беках мне попалось 3 одинаково спетых дорожки со средней высотой и 2 дороги с высокой) В целом на групповом канале это выглядело так:
Вроде бы и более менее ровно но во второй половине где включается для подчеркивания ещё один голос, рождаются некие я бы назвал «всплески»! Звук немного разрушается и вываливается за пределы диапазона. Раньше по неопытности я устранял проблему понижением фейдера автоматизацией или просто понижал и усугублял тем самым для себя ситуацию, а конкретнее вокал из-за этого терял свою энергию.
Но после компрессии (следующий рисунок) голос стал не только ровным, но и избавились от тех всплесков которые нас смущали, а эмоциональные места в беках стали плотнее (толще), тем самым «торчки» в общем миксе подтёрлись, стали не заметны и не отвлекают внимание слушателя!
Теперь о настройках:
Атака была довольно таки быстрой, порядка 5-10 мс для достижения хорошей скорости срабатывания, релиз по вкусу 50-70 мс (а ещё лучше подстроить под темп, выбрав кратное число BPM и вписать примерно подходящее значение), ну и ползунком «Thresh» добился сжатия порядка 2-3 Дб на громких местах, все остальные кнопки не трогал, дабы не навредить вокалу ламповой сатурацией и не линейным сжатием, это здесь не к чему…