Люди способны распознавать до 240 различных уровней высоты звука в пределах октавы. С таким разнообразием можно было бы создать миллиарды уникальных музыкальных произведений. Но на деле композиторы используют в своих работах сочетания всего из пяти-семи звуков. О причинах такой ограниченности "Правда.Ру" расспросила невролога Наталью Муравину.
Классическая музыка западной цивилизации заточена в узких рамках пентатонического и диатонического звукоряда, где одновременно звучат соответственно пять и семь нот. В культуре народов Китая, Индии и арабских стран периодически встречаются более богатые и разнообразные музыкальные формы, но они являются скорее исключением, чем правилом.
Исследователи из американского Университета Дюк уверены, что подобная "зажатость" в музыкальном выражении связана непосредственно с биологическими особенностями человеческого организма. Автор работы Дэйл Первис утверждает: "В музыке люди предпочитают те же звуковые комбинации, которые они слышат в обычной речи".
Действительно, как показала проведенная Первисом и его коллегами работа, люди отдают должное музыке потому, что она имитирует человеческую речь и воспринимается, в первую очередь, именно в таком качестве. С такой точки зрения, к произведениям выдающихся композиторов можно смело применять слово "повествование", ведь с научной точки зрения разницы между историей в словах и историей в нотах больше нет.
Изучая эмоциональную составляющую музыки, ученые собрали коллекцию из тысячи с лишним классических произведений и шести тысяч народных песен и проанализировали их тональность. Кроме того, были сделаны записи голосов десяти разных людей, которые произносили наборы из отдельных слов восхищенными и подавленными голосами.
Сравнив музыкальные и голосовые отрывки, неврологи Университета Дюк установили, что возбужденная речь по тональности и интервалам соответствует мажорным произведениям. В то время как угнетенный голос сопоставим с минорными мелодиями по тем же параметрам.
Обобщив результаты проделанной работы, американские ученые с уверенностью утверждают, что ограниченность используемого звукоряда напрямую связана с количеством вокальных составляющих в речи человека, которыми он способен передавать эмоции.
Чтобы доказать достоверность этого исследования, один из участников проекта - аспирант-невролог Дэвид Боулинг провел аналогичную работу с речью и музыкальными произведениями на государственном диалекте китайского языка - бэйфанхуа, известном также как мандаринский китайский. Полученные результаты полностью подтвердились, и теперь ученые проверяют свою теорию на русском и немецком языках.
- Для человеческой природы не свойственно погружение в непонятную для него среду, поэтому и музыка развивалась в прямой взаимосвязи с нашей психологией, - говорит собеседник "Правды.Ру" невролог, доктор медицинских наук Наталья Муравина. - Композитор не может создать такое целостное музыкальное произведение, которое находилось бы за пределами его способностей воспринимать мир.
Казалось бы, из общего культурного ряда выбиваются авангардные произведения, но и в их основе лежат единые принципы музыки - пятизвучье или семизвучье. Можно смело говорить о том, что талант складывать отдельные звуки в единое целое, талант композитора - неотъемлемая часть психики человека.
В этой связи было бы интересно увидеть исследование, продолжающее работу Пэрвиса, - узнать, насколько способность восприятия музыка и даже ее сочинительства может изменяться под воздействие болезнетворных факторов, таких как психиатрические заболевания, неврологические состояния или дислексия.